Учитель показывает сложное строение растений

Обобщая результаты, учитель предлагает учащимся два вопроса. Какими общими чертами строения характеризуются растения семейства крестоцветных и чем объяснить эти сходства? Какими отличительными чертами строения характеризуются растения данного семейства и чем объяснить эти отличия?

Причины сходства и различий учащиеся находят с трудом. Объяснение причин облегчает такой путь рассуждений: обычно черты сходства в живой природе указывают на родственные связи (дети похожи на родителей), следовательно, растения семейств имеют общее происхождение. В далеком прошлом особи растения-предка расселялись по земле и попадали в разные условия: например на пашни, огороды, т. е. на возделываемые почвы, или на склоны, песчаные почвы, на почвы с обилием влаги и т. д. В процессе длительного исторического развития у растений, живущих в сходных условиях, формировались общие черты строения; у растений из разных мест обитания появлялись новые особенности. Так шло образование новых видов.

Учитель обращает внимание экскурсантов на придорожные растения. Учащиеся сравнивают подорожник и одуванчик, растущие у дороги, устанавливают сходство в строении стебля и расположении листьев. В поисках причин данного явления учащиеся обращаются к условиям жизни растений у дороги и отмечают роль вытаптывания как постоянно действующего фактора. Обсуждается значение укороченного стебля, расположение листа розеткой и утолщение жилок на листьях для выживаемости особей придорожных растений и для сохранения вида.

Предложите учащимся сравнить подорожник большой и одуванчик лекарственный, выросшие у дороги, с особями, растущими в стороне от дороги, и охарактеризовать условия их жизни. В результате учащиеся сделают вывод о влиянии местообитания на внешний вид растения.

Затем учитель предлагает определить, к каким классам цветковых растений относятся подорожник и одуванчик. Учащиеся правильно классифицируют одуванчик и ошибаются с подорожником, так как жилкование у листьев подорожника дугонервное, хотя подорожник относится к классу двудольных (зародыш семени имеет две семядоли). Дугонервное жилкование есть приспособительная особенность, результат влияния вытаптывания. В процессе эволюции жилки приобрели дуговое направление и утолщились, что значительно повысило упругость листа.

Учитель демонстрирует другие придорожные растения, рассказывает о соответствии их строения условиям жизни. Учащиеся находят черты приспособленности у гусиной лапки, клевера ползучего (ползучий стебель), у ромашки пахучей, спорыша (упругий приподнимающийся стебель) и практически у всех видов мелкие рассеченные листья; рассматривают растения, ведут записи, отмечают семейства, к которым относятся эти растения.


Читайка:

Изучение разных видов цветков
Растительные сообщества природы
Очищение воздуха лесными растениями
Определить качество почвы на площадке земли
Растения первого яруса
Ярусность развития растений леса
Изучение питания растений леса
Содержание

На главную

Биологические экскурсии:

Содержание
Зимние явления в жизни растений
Экскурсии по изучению растений весной
Изучение соцветий цветков деревьев
Изучение разных видов цветков
Сложные надкрылья божьих коровок
Удивительная жизнь насекомых осенью
Виды насекомых пригодных для питания птенцов
Жизнь белки на деревьях
Жизнь птиц весной
Особенности степных птиц
Разнообразие видов птиц в лесу
Птичьи норы на обрывах у рек
Рассказ о истории земли
Остатки брюхоногих моллюсков
Видовое разнообразие смешанного леса
Развитие растений и животных в ходе эволюции
Предки современного человека
Разнообразие биогеоценоза на участке леса
Биогеоценоз луга
Рыбы поедают личинок насекомых
Дупла пестрого дятла

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su