Сложная жизнь растений зимой

Используя средства искусства, учитель помогает, учащимся увидеть и пережить красоту зимнего пейзажа. Некоторые учителя демонстрируют репродукцию с картины И. И. Шишкина «Зима». «На картине изображен самый обыкновенный еловый лес, – говорит учитель. – Но если внимательно приглядеться к картине, можно увидеть, что лес погружен в зимний «сон». Белый, искристый снег покрыл деревья, кустарники и травы пушистым одеялом. Тихо в лесу. Даже следов на снегу не видно, ничто не нарушает его покоя. Холодно. Стволы деревьев окутала холодная тень, а верхушки елей сияют перламутрово-розовым блеском. В лесу темно, но день солнечный, морозный. А вот упряжка Деда Мороза, проверяющего свои владения. Вглядитесь повнимательнее, и вы увидите птицу – лес живой». Такое ознакомление с произведениями искусства позволяет сформулировать задание учащимся – подготовиться к конкурсу «Причуды зимы». Условия конкурса – найти красивый уголок зимней природы, дать его художественное описание, используя отрывки из литературы.

В заключение урока учащиеся вспоминают правила поведения в природе (и в транспорте, если школа городская) и отмечают в дневниках время экскурсии, место сбора, характер одежды, необходимое оборудование (блокноты, карандаши на шнурках, деньги на проезд, фотоаппараты).

Оборудование для каждого звена: определительные карточки в твердом переплете, дидактические карточки, экскурсионные лупы, планшеты, лопата для очистки снега на площадке в 1 кв. м, пакеты с кормом для зимующих птиц.

Проведение экскурсии. Перед выходом на экскурсию учащихся знакомят с планом письменного отчета об экскурсии.

Примерное содержание плана: красота зимнего пейзажа и причуды зимы (учащимся предлагают подобрать открытки, отрывки из стихотворений, фотографии с красочным описанием того, что на них изображено); природные условия зимой; приспособленность деревьев и кустарников к жизни зимой, списки деревьев и кустарников с указанием характерных особенностей силуэта и побегов, рисунки; приспособленность травянистых растений к жизни зимой, список травянистых растений, живущих под снегом; примеры озимых, многолетних растений; интересные биологические факты из жизни растений зимой.

Учитель беседует о правилах поведения, которые учащиеся сформулировали на первых уроках, назначает новых дежурных членов «Зеленого патруля», напоминает об их обязанностях. Каждому звену выдаются пакеты с кормом для зимующих птиц. По ходу-экскурсии учащиеся чистят и наполняют кормушки семенами и плодами, собранными осенью во время конкурса «Поможем нашим пернатым друзьям».

Учащимся сообщают маршрут и напоминают три познавательные задачи. Если при школе есть учебно-опытный участок, школьников знакомят с жизнью травянистых растений (душистый табак, космея и другие однолетние растения). Клумбы предварительно очищают от снега. Учащиеся легко обнаруживают сухие стебли с плодами, в которых находятся семена, и делают вывод, что у однолетних растений зимуют семена, а сами растения погибают.

Качественные моющие средства для рыбной промышленности с доставкой по Москве и России!


Читайка:

Изучение растений зимнего леса
Когда раскрываются почки сосны
Задание по изучению травянистых растений
Экскурсии по изучению растений весной
Определение особенностей раннецветущих растений
Красивая природа в начале марта
Зацветают цветы и прилетают птицы
Содержание

На главную

Биологические экскурсии:

Содержание
Зимние явления в жизни растений
Экскурсии по изучению растений весной
Изучение соцветий цветков деревьев
Изучение разных видов цветков
Сложные надкрылья божьих коровок
Удивительная жизнь насекомых осенью
Виды насекомых пригодных для питания птенцов
Жизнь белки на деревьях
Жизнь птиц весной
Особенности степных птиц
Разнообразие видов птиц в лесу
Птичьи норы на обрывах у рек
Рассказ о истории земли
Остатки брюхоногих моллюсков
Видовое разнообразие смешанного леса
Развитие растений и животных в ходе эволюции
Предки современного человека
Разнообразие биогеоценоза на участке леса
Биогеоценоз луга
Рыбы поедают личинок насекомых
Дупла пестрого дятла

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su