Разнообразие птиц, экскурсия в музей

Задачи. Образовательные: показать учащимся экологические группы птиц, рассказать о признаках их более высокой организации (по сравнению с пресмыкающимися) и приспособленности к полету, к жизни в определенном местообитании, о сложности поведения птиц; изучить разнообразие птиц местного края и их приспособленность к различным условиям внешней среды; посмотреть некоторые признаки приспособленности к различным способам питания. Воспитательные: развивать у учащихся материалистическое понимание разнообразных приспособлений птиц к определенным условиям среды; особо обратить внимание на группу насекомоядных птиц – наиболее полезных для человека; отметить редкие виды птиц, занесенные в «Красную книгу России».

Подготовка учителя к экскурсии. Перед экскурсией учитель посещает музей, знакомится с общей экспозицией орнитологического отдела, отбирает экспонаты по темам, разрабатывает маршрут так, чтобы не возвращаться по 2 – 3 раза к одним и тем же стендам. Предварительная работа учителя заканчивается составлением плана экскурсии.

Подготовка учащихся к экскурсии. Повторяются разделы учебника: «Птицы леса», «Птицы поля», «Птицы речных долин». Учащимся рекомендуют научно-популярную литературу, в которой речь идет о птицах местных ландшафтов, о редких и исчезающих видах птиц своей области. Школьники должны быть готовы к самостоятельной работе в музее.

Проведение экскурсии. Экскурсия в музей организуется в любое время года, чаще осенью или зимой. Продолжительность экскурсии не должна превышать 1 ч – 1 ч 10 мин.

Вводная беседа проводится в классе, до экскурсии. В ней сообщаются: тема, цель и задачи экскурсии, выделяются 5 – 6 групп школьников для выполнения самостоятельной работы. Задания могут быть такими: 1) назвать отряды осмотренных в музее птиц; 2) перечислить семейства воробьиных птиц, представленные в музее; 3) назвать экологические группы птиц по месту обитания; 4) перечислить приспособительные признаки, связанные с различным способом питания; 5) назвать виды насекомоядных птиц; 6) рассказать о редких и исчезающих птицах области. Эти задания ученики получают и выполняют сразу после экскурсии. Главное внимание должно быть обращено на различные местные ландшафты (биогруппы) с характерными для них сообществами птиц (птицы леса, поля, речных долин и др.).

В начале экскурсии учитель обращает внимание на две особенности населения птиц любого местообитания: на многообразие видов и на приспособленность птиц к определенным местам гнездования и способу питания, т. е. на экологическую специализацию.


Читайка:

Гнезда гнездящихся птиц на деревьях
Птицы вьют гнезда и располагаются в дуплах
Питание птиц зимой семенами
Гнездо овсянки среди травы
Гнездо утки на пойменных озерах
Белая и черная окраска птиц
Виды насекомых пригодных для питания птенцов
Содержание

На главную

Биологические экскурсии:

Содержание
Зимние явления в жизни растений
Экскурсии по изучению растений весной
Изучение соцветий цветков деревьев
Изучение разных видов цветков
Сложные надкрылья божьих коровок
Удивительная жизнь насекомых осенью
Виды насекомых пригодных для питания птенцов
Жизнь белки на деревьях
Жизнь птиц весной
Особенности степных птиц
Разнообразие видов птиц в лесу
Птичьи норы на обрывах у рек
Рассказ о истории земли
Остатки брюхоногих моллюсков
Видовое разнообразие смешанного леса
Развитие растений и животных в ходе эволюции
Предки современного человека
Разнообразие биогеоценоза на участке леса
Биогеоценоз луга
Рыбы поедают личинок насекомых
Дупла пестрого дятла

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su