Растительность и животный мир поймы реки

Учащиеся указывают на физическое выветривание под воздействием ветра, колебания температур, гидрологических условий – «Капля камень долбит не силой, а частотой падения». Но эти факторы не исчерпывают характеристики выветривания. Какие окислы имеются в воздухе и как они взаимодействуют с горными породами? (Углекислота, сернистый газ, двуокись азота при взаимодействии с водой дают кислоты, разрушающие горные породы.) Приведите примеры биологического выветривания (грибы взламывают асфальт). Пример яркий, но неточно характеризует выветривание, которое обусловлено не столько грибами, сколько бактериями, лишайниками, водорослями и высшими растениями. Таким образом, горные породы разрушаются совокупностью воздействий факторов неорганической и органической природы.

Затем анализируют процессы переноса песка – продукта выветривания валунов, выясняют условия образования оврагов. Школьники характеризуют ущерб, который овраги приносят народному хозяйству, перечисляют способы предотвращения развития конкретного оврага и предлагают практические методы по уменьшению эрозии земель в окрестностях школы.

Продолжается экскурсия на берегу реки. Учитель обращает внимание на изгибы русла. Почему река течет не по прямому руслу, хотя должна стремиться к прямолинейному движению (прямая – кратчайшее расстояние между двумя точками)? Причины этого явления – сложная динамика самого потока, силы вращения

Земли, особенности рельефа, состава горных пород и др. Ученики должны убедиться в тесной взаимосвязи и взаимозависимости неорганической и органической материи в процессе их саморазвития. Блуждание русла, поочередное подмывание берегов, весеннее половодье формируют долину реки и ее затопляемую часть – пойму. Около русла тянется песчаная полоса, а над ней – прирусловой вал. Вблизи русла из-за падения скорости течения полых вод в большом количестве откладывается крупный песчаный материал. Это самая высокая часть поймы. Здесь развиваются заросли кустарниковых ив, а луга имеют высокий и разреженный травяной покров. Центральная часть поймы несколько понижена, так как здесь меньше отложений осадочного материала, и в нем преобладают более мелкие песчано-глиняные частицы. Для этой части поймы характерны дубравы; на лугах обычны многоярусные и сомкнутые травостои. Притеррасная часть поймы наиболее понижена и часто заболочена. Здесь распространены торфяные почвы и заросли черноольшаников, много осок и влаголюбивого разнотравья.

Итоги экскурсии. Развитие поверхности поймы связано с половодьем и процессами размыва и накопления аллювия (наилка); растительность поймы подвергается ежегодному затоплению и занесению слоем наилка. Не все виды растений выдерживают эти воздействия. Перемещение осадочного материала сильно влияет на растительность поймы, в частности на ритм вегетации. Вместе с тем растения закрепляют аллювиальные отложения, препятствуют их дальнейшему размыву и тем самым растительность оказывает воздействие на формирование рельефа поймы, накопление в ней органических веществ. Это свидетельствует о тесной связи и сложных формах взаимодействия неживой и живой природы в настоящее время.

Экскурсии по рекам СПб


Читайка:

Взаимодействие и состав живой природы
Естественный отбор и его результаты
Количество листьев одного дерева
Видовое разнообразие смешанного леса
Тычинки, пыльца и пестики цветов
Маскирующая окраска насекомых
Яркая окраска крыльев бабочки
Содержание

На главную

Биологические экскурсии:

Содержание
Зимние явления в жизни растений
Экскурсии по изучению растений весной
Изучение соцветий цветков деревьев
Изучение разных видов цветков
Сложные надкрылья божьих коровок
Удивительная жизнь насекомых осенью
Виды насекомых пригодных для питания птенцов
Жизнь белки на деревьях
Жизнь птиц весной
Особенности степных птиц
Разнообразие видов птиц в лесу
Птичьи норы на обрывах у рек
Рассказ о истории земли
Остатки брюхоногих моллюсков
Видовое разнообразие смешанного леса
Развитие растений и животных в ходе эволюции
Предки современного человека
Разнообразие биогеоценоза на участке леса
Биогеоценоз луга
Рыбы поедают личинок насекомых
Дупла пестрого дятла

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su