Растения первого яруса

При подведении итогов школьники подсчитывают количество видов растений на площадке; учатся давать название леса по преобладающим видам древесных и травянистых растений; находят причины появления на площадке всходов рябины, бузины, черемухи (деятельность птиц) и отсутствия взрослых растений этих видов (мало света); устанавливают обилие елового подроста и отсутствие соснового (ель – теневыносливое растение, а сосна – светолюбивое); определяют прошлое и будущее леса. Будущее леса можно определить по виду, преобладающему в подросте, прошлое – по редко встречающимся травянистым видам. Например, копытень европейский указывает на то, что когда-то на этом месте существовала дубрава.

В конце беседы учитель сообщает о том, что для каждого леса характерны свои виды растений. На подбор видов влияет преобладающая древесная порода (эдификатор). Например, для соснового леса характерны вереск обыкновенный, кошачьи лапки, олений и исландский лишайники и др.; для елового – грушанки, кислица обыкновенная, седмичник европейский и др.; в дубраве – копытень европейский, сныть обыкновенная, вороний глаз и др. и отсутствие мхов. В дубраве сильный листовой опад препятствует росту мхов.

Выяснение видового состава леса позволяет повторить тему школьного курса ботаники «Основные группы растений» и подвести учащихся к выводу о том, что в лесу сосуществует большое число видов растений.

Второе задание. Выяснить, как распределяются растения в лесу, не мешая друг другу и извлекая пользу из совместного обитания. Учащиеся знакомятся с особенностями ярусного расположения растительности, Учитель сообщает число ярусов данного леса и предлагает установить: какие растения составляют первый ярус или полог леса? Каковы условия жизни растений в этом ярусе? Когда цветут и как опыляются цветки деревьев первого яруса? Какие особенности строения листовых пластинок деревьев первого яруса по сравнению с листовыми пластинками растений других ярусов и почему? Каковы особенности строения плодов и как распространяются плоды деревьев первого яруса?

В беседе уточняются ответы учащихся, вносятся коррективы; делается вывод об особенностях строения и жизни растений первого яруса. Эти растения живут в условиях полного освещения и значительного движения воздуха. Ветер – важный формообразующий фактор в жизни деревьев (ветроопыление, распространение плодов и семян ветром), исключение составляют липа (насекомоопыление), дуб (распространение желудей сойками и мелкими грызунами), сибирская сосна (распространение семян кедровками).

Заполнение данной таблицы конкретизирует знания о взаимосвязях между неживой природой (свет, воздух, влажность) и растениями, между растениями и животными.


Читайка:

Ярусность развития растений леса
Изучение питания растений леса
Примеры жизни растений леса
Наземные беспозвоночные животные осенью
Особенности строения насекомых
Обратить внимание учеников на кобылок и кузнечиков
Ягодный клоп имеет маленький размер
Содержание

На главную

Биологические экскурсии:

Содержание
Зимние явления в жизни растений
Экскурсии по изучению растений весной
Изучение соцветий цветков деревьев
Изучение разных видов цветков
Сложные надкрылья божьих коровок
Удивительная жизнь насекомых осенью
Виды насекомых пригодных для питания птенцов
Жизнь белки на деревьях
Жизнь птиц весной
Особенности степных птиц
Разнообразие видов птиц в лесу
Птичьи норы на обрывах у рек
Рассказ о истории земли
Остатки брюхоногих моллюсков
Видовое разнообразие смешанного леса
Развитие растений и животных в ходе эволюции
Предки современного человека
Разнообразие биогеоценоза на участке леса
Биогеоценоз луга
Рыбы поедают личинок насекомых
Дупла пестрого дятла

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su