Подготовка экскурсии на природе

Подготовка учащихся к экскурсии. На уроке, предшествующем экскурсии, ученики под руководством учителя вспоминают все необходимое для выполнения заданий, разрабатывают правила поведения в природе, изучают требования, предъявляемые к сбору и гербаризации растений, знакомятся с редкими и исчезающими растениями. В беседе школьники самостоятельно приходят к выводу о необходимости знаний правил поведения на экскурсии. Выяснив, чем можно заниматься в природе, они сами установят, какой вред ей можно причинить и сформулируют правила поведения. Например, мы любуемся красотой природы, на природе хорошо отдыхать. Как сохранить красоту того уголка природы, где ты отдыхал? Как правильно обращаться с огнем и разбивать бивуак? Мы пользуемся дарами природы. Как их правильно собирать, не причиняя вреда растениям? В природе можно наблюдать много растений и животных. Как к ним относиться?

Учитель рассказывает учащимся о «Красной книге» и демонстрирует рисунки, гербарные экземпляры, коллекции редких и исчезающих растений и животных; беседу иллюстрирует демонстрацией репродукций с картин художников-пейзажистов, чтением отрывков из художественной литературы в сопровождении музыкального оформления; при этом школьники еще до экскурсии эмоционально воспринимают красоту русской природы.

Беседа по такому плану делает учащихся соавторами правил поведения в природе. Правила должны быть самостоятельно сформулированы учащимися. Между звеньями организуется конкурс на лучшие «Правила поведения в природе».

После беседы выполняется практическая работа на тему «Правила гербаризации растений», во время которой учитель знакомит учащихся с правилами и техникой гербаризации, используя опавшие листья.

В заключение урока учитель сообщает задачи экскурсии и условия проводимого на экскурсии конкурса «Красивое рядом» и предлагает план письменного отчета: красота осенней природы; погодные условия осенью; многообразие цветковых растений окружающей природы (составить списки видов древесных, кустарниковых и травянистых растений с двойными названиями); осенние явления (осеннецветущие растения, образование плодов, окраска листьев, листопад, подготовка растений к зиме). К этому пункту плана можно посоветовать оформить таблицу, в первой графе которой даются названия растений, во второй – тип плода, в третьей – окраска листьев, в четвертой – особенности листопада, в пятой – подготовка к зиме. Учащиеся могут привести по пять и более примеров древесных, кустарниковых, многолетних и однолетних травянистых растений. В зависимости от подготовки школьников в план можно внести характеристику взаимосвязи особенностей внешнего строения растений с условиями обитания растений (сделать рисунки и описания растения, выросшего на опушке и в лесу); сравнить особенности осенней окраски листьев, расположенных в разных частях кроны, и у растений, выросших на свету и в тени.


Читайка:

Почему экскурсии так интересны
Задание по изучению листьев на деревьях
Учитель рассказывает об удивительной жизни деревьев
Сравнение листьев кустарников и деревьев
Наблюдение за образованием семян у растений
Зимние явления в жизни растений
Шишки и почки на разных деревьях
Содержание

На главную

Биологические экскурсии:

Содержание
Зимние явления в жизни растений
Экскурсии по изучению растений весной
Изучение соцветий цветков деревьев
Изучение разных видов цветков
Сложные надкрылья божьих коровок
Удивительная жизнь насекомых осенью
Виды насекомых пригодных для питания птенцов
Жизнь белки на деревьях
Жизнь птиц весной
Особенности степных птиц
Разнообразие видов птиц в лесу
Птичьи норы на обрывах у рек
Рассказ о истории земли
Остатки брюхоногих моллюсков
Видовое разнообразие смешанного леса
Развитие растений и животных в ходе эволюции
Предки современного человека
Разнообразие биогеоценоза на участке леса
Биогеоценоз луга
Рыбы поедают личинок насекомых
Дупла пестрого дятла

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su