Органическое вещество питающее растения

Исследованный участок смешанного леса – мощная природная лаборатория, где из неорганических веществ синтезируется органическое вещество, идет его накопление, превращение и разрушение. Какими путями осуществляется воздействие лесного биоценоза на неживую природу?

При фотосинтезе поглощаются солнечная энергия, углекислота, создается органическое вещество и выделяется кислород. Дыхание сопровождается потерей энергии в виде тепла, поглощением кислорода и выделением углекислоты. В атмосферу растения выделяют воду и различные фитонциды. Кроны деревьев задерживают осадки; в свою очередь вода осадков вымывает из растений различные химические соединения. Корни растений выделяют в почву большое количество веществ.

Мышевидные грызуны, землеройки, дождевые черви, перемешивая лесную подстилку с верхним слоем почвы, улучшают ее аэрацию и способствуют проникновению влаги. При разложении опада (листья, хвоя, ветви и др.) пополняются запасы ряда минеральных веществ в почве, которые служат пищей для растений. Опад определяет состав и обилие почвенных животных и микроорганизмов. Почему толщина лесной подстилки не увеличивается с каждым годом? Дело в том, что опад быстро разлагается, а продукты разложения включаются в круговорот веществ данного биоценоза. Огромная поверхность и объем фитомассы в лесах создают условия для существования большого числа фитофагов. Животные превращают растительную массу в своих телах в новые органические соединения. Конкуренция между фитофагами уменьшается за счет хорошо выраженной специализации: одни виды поедают листья, другие – кору и молодые побеги, третьи – корни, четвертые – плоды и семена. Живую древесину поедают личинки усачей, короедов и златок, а трухлявую – личинки бронзовок. Цепи питания продолжают хищные насекомые: божьи коровки поедают тлей и кокцид, жужелицы используют в пищу гусениц листоверток, шелкопрядов, пядениц. Заканчивают цепи питания хищные птицы и млекопитающие.

Отношения в цепях питания, территориальные (отношения по местам обитания) и другие связи между видами, приводят к укреплению их взаимозависимости. Примером служат насекомые – опылители растений, птицы и млекопитающие, распространяющие семена деревьев, кустарников и трав и тем самым способствующие возобновлению растительности и связи между различными биоценозами.

Методические рекомендации по изучению биогеоценоза луга и биогеоценоза водоема излагаются более кратко. В частности, не повторяются основные задачи экскурсии, сокращен объем материалов, используемых при подведении итогов экскурсии. Основное внимание уделяется особенностям структуры лугового и пресноводного биогеоценозов по сравнению с лесным.


Читайка:

Биогеоценоз луга
Питание растений и микроорганизмов
Установите этапы развития насекомых
Биогеоценоз водоема
Разнообразная биомасса водоема
Рыбы поедают личинок насекомых
Сезонные явления в природе
Содержание

На главную

Биологические экскурсии:

Содержание
Зимние явления в жизни растений
Экскурсии по изучению растений весной
Изучение соцветий цветков деревьев
Изучение разных видов цветков
Сложные надкрылья божьих коровок
Удивительная жизнь насекомых осенью
Виды насекомых пригодных для питания птенцов
Жизнь белки на деревьях
Жизнь птиц весной
Особенности степных птиц
Разнообразие видов птиц в лесу
Птичьи норы на обрывах у рек
Рассказ о истории земли
Остатки брюхоногих моллюсков
Видовое разнообразие смешанного леса
Развитие растений и животных в ходе эволюции
Предки современного человека
Разнообразие биогеоценоза на участке леса
Биогеоценоз луга
Рыбы поедают личинок насекомых
Дупла пестрого дятла

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su