Учитель рассказывает об удивительной жизни деревьев

Инструктируя учащихся перед первым заданием, учитель уточняет отличительные признаки древесных, кустарниковых и травянистых растений, предупреждает о бережном отношении к растениям и напоминает о том, что нельзя ломать ветки деревьев и можно собирать только опавшие листья и плоды.

Через определенное время учащиеся возвращаются для обсуждения результатов. Первым отчитывается звено, которому потребовалось меньше времени для выполнения задания. Ученики демонстрируют собранный материал, а остальные звенья находят подобные экземпляры. При этом учитель помогает найти название деревьев по изображению плодов и листьев на специально подготовленных дидактических карточках. В блокнотах составляются списки древесных растений (двойное название), устно отмечаются особенности внешнего строения плодов и листьев, учащиеся рассказывают о последовательности раскрашивания кроны деревьев и о роли затенения и отмечают, что листовая пластинка зеленого листа рвется, а полностью изменившего окраску легко отделяется от стебля. Учитель объясняет данное явление (образование разделительного слоя) и опровергает возможные неправильные представления учащихся о ветре как причине листопада. Причина листопада – изменения в условиях обитания (свет, температура, влага) и связанные с ними процессы в самом растении, в листьях, проявляющиеся в смене окраски и в образовании разделительного слоя. Листья опадают и в безветренную погоду.

Черты разного облика деревьев, выросших на открытом месте, опушке и в лесу, устанавливаются легко. Вывод о влиянии растений друг на друга учащиеся записывают внизу под рисунками, изображающими внешний вид этих деревьев.

В заключение учащимся предлагают вопросы: какие осенние явления можно наблюдать в жизни деревьев? Как объяснить особенности опадания разных по окраске и разных по внешнему строению листьев? Почему осенняя окраска листьев и листопад в разных частях кроны наблюдаются в разные сроки? Как объяснить разный внешний вид деревьев, выросших на открытом месте, на опушке, в лесу? Какие условия создают деревья для жизни других растений? Обсуждая вопросы, учащиеся делают вывод: «Для жизни деревьев осенью характерны расцвечивание листьев, листопад, плодов и наличие почек». Можно спросить, наступят ли осенние явления в жизни березы, если она растет в теплице? Возникает небольшая дискуссия, учитель сообщает, что у дерева прослеживаются все осенние явления, несмотря на изменения условий жизни, и формирует у учащихся представление о длительном историческом процессе возникновения осенних явлений в жизни растений.

По результатам выполнения первого задания учитель называет звено, ставшее победителем. Ставится новая задача: выяснить, какие изменения наблюдаются в жизни кустарников.


Читайка:

Сравнение листьев кустарников и деревьев
Наблюдение за образованием семян у растений
Зимние явления в жизни растений
Шишки и почки на разных деревьях
Расположение почек, побегов и соплодий
Уроки и экскурсии развивают учащихся
Сложная жизнь растений зимой
Содержание

На главную

Биологические экскурсии:

Содержание
Зимние явления в жизни растений
Экскурсии по изучению растений весной
Изучение соцветий цветков деревьев
Изучение разных видов цветков
Сложные надкрылья божьих коровок
Удивительная жизнь насекомых осенью
Виды насекомых пригодных для питания птенцов
Жизнь белки на деревьях
Жизнь птиц весной
Особенности степных птиц
Разнообразие видов птиц в лесу
Птичьи норы на обрывах у рек
Рассказ о истории земли
Остатки брюхоногих моллюсков
Видовое разнообразие смешанного леса
Развитие растений и животных в ходе эволюции
Предки современного человека
Разнообразие биогеоценоза на участке леса
Биогеоценоз луга
Рыбы поедают личинок насекомых
Дупла пестрого дятла

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su