Наземные беспозвоночные животные осенью

Задачи. Образовательные: познакомить учащихся с представителями основных систематических групп местных наземных беспозвоночных (в соответствии с программой школьного курса зоологии), с рядом интересных приспособлений у насекомых и некоторых паукообразных; научить учащихся узнавать наиболее обычных осенних насекомых, обращаться с энтомологическими объектами и оборудованием. Воспитательные: развивать у учащихся глубоко материалистическое понимание причин тех или иных приспособлений у наземных беспозвоночных (концепция «жизненной необходимости» приспособлений); воспитывать у учащихся бережное отношение к беспозвоночным, наблюдательность, терпеливость и трудолюбие, умение сосредоточить внимание на главном (при изобилии объектов в природе).

Место экскурсии в системе зоологического обучения. Экскурсию нужно проводить после уроков, посвященных общему строению насекомых и характеристике важнейших их отрядов.

Подготовка учителя к экскурсии. Экскурсия организуется в сентябре, когда в природе активным остается сравнительно ограниченный круг видов и групп наземных беспозвоночных. Поэтому учитель заранее должен подобрать места обитания, наиболее богатые ими. Они расположены, как правило, на стыке двух или более ландшафтов. Например, на лесной опушке можно встретить беспозвоночных лесных зарослей и открытых ландшафтов.

Экскурсия по наземным беспозвоночным в наших условиях имеет особенности, которые нужно учесть при подготовке к ней. Подавляющее большинство наземных беспозвоночных, особенно лесных, остаются недоступными для экскурсантов, так как прячутся в укрытиях: почве, подстилке, различных частях растений. В наземных природных комплексах умеренных широт чрезвычайно высока доля мелких и мельчайших форм беспозвоночных. Крупных беспозвоночных, практически доступных для наблюдений, немного. Учитель должен наметить для экскурсионного изучения несколько типичных объектов, отвечающих строгим требованиям доступности для рассмотрения (т. е. достаточно крупных и открыто держащихся). Кроме того, на экскурсии в огромном большинстве встречаются представители лишь одного класса – насекомых, что определяет набор необходимого оборудования (только энтомологическое).

Оборудование: энтомологические сачки (с чехлом из марли), один на двоих экскурсантов и один сачок у учителя; ручные 10-кратные лупы (желательно на каждого экскурсанта); 2 – 3 энтомологических пинцета на группу; пробирки (7 – 8 штук). Учащиеся должны быть обязательно проинструктированы в отношении техники безопасности при пользовании энтомологическим пинцетом.


Читайка:

Особенности строения насекомых
Обратить внимание учеников на кобылок и кузнечиков
Ягодный клоп имеет маленький размер
Сложные надкрылья божьих коровок
Изучение крыльев зеленоглазок и журчалок
Наглядный рисунок семейства комаровидных
Ярко выраженные крылья лимонницы
Содержание

На главную

Биологические экскурсии:

Содержание
Зимние явления в жизни растений
Экскурсии по изучению растений весной
Изучение соцветий цветков деревьев
Изучение разных видов цветков
Сложные надкрылья божьих коровок
Удивительная жизнь насекомых осенью
Виды насекомых пригодных для питания птенцов
Жизнь белки на деревьях
Жизнь птиц весной
Особенности степных птиц
Разнообразие видов птиц в лесу
Птичьи норы на обрывах у рек
Рассказ о истории земли
Остатки брюхоногих моллюсков
Видовое разнообразие смешанного леса
Развитие растений и животных в ходе эволюции
Предки современного человека
Разнообразие биогеоценоза на участке леса
Биогеоценоз луга
Рыбы поедают личинок насекомых
Дупла пестрого дятла

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su