Наблюдение за образованием семян у растений

На поле расскажите о сорных растениях: редьке дикой, пастушьей сумке, осотах желтом и лиловом и др. Редька дикая – однолетнее растение, зимующее в виде семян. Одно растение образует ежегодно до 12 тысяч семян. Плод – стручок, при созревании распадается на отдельные членики.

Пастушья сумка – сорное и лекарственное растение. За один сезон одно растение может дать четыре поколения и в общей сложности 64 тысячи семян. В развитии этого растения есть удивительная особенность: осенью семена прорастают; проростки перезимовывают. На примере этого растения учащихся знакомят с озимыми формами однолетних растений и демонстрируют изменчивость растений. На сухой и плотной почве вырастает приземистое растение с хорошо развитой прикорневой розеткой листьев и небольшой листовой поверхностью. На влажной и плодородной почве розетка листьев слабо выражена, сильно увеличена листовая поверхность.

Осот желтый – многолетнее растение, злостный сорняк. Плоды летучки разносятся на большие расстояния. Одно растение в течение лета дает до 20 тысяч семян, длина корня до 50 см. Исследование С. А. Котта показали, что отрезок корня в 10 см на чистой делянке образует корневую систему в 542 см. Осот лиловый сходен по строению и биологии с осотом желтым, но отличается тем, что зимой его побеги растут под промерзлым верхним слоем почвы.

На дороге обратите внимание на обычное растение – подорожник средний, сравните экземпляры, выросшие в разных условиях местообитания: на свету и в тени, у дороги и вдали от нее.

Примеры биологически интересных осенних явлений из жизни растений леса, луга, поля, водоема могут быть заимствованы из литературы.

Затем ученики находят красивый уголок природы и дают обоснование его привлекательности. Задание оценивается по десятибалльной системе.

Итоги экскурсии. Дежурные члены «Зеленого патруля» сообщают, как каждое звено выполняло правила поведения в природе. По сумме баллов учитель определяет, кто занял первое место и стал победителем конкурса на звено смышленых, наблюдательных, организованных, и напоминает о сроках подготовки письменного отчета. На оформление отчета выделяют семь-восемь дней. Такой срок позволит учащимся еще раз посетить место экскурсии, повторить наблюдения, красочно оформить коллекцию плодов, гербарный лист и текст отчета.

По результатам экскурсии проводят обобщающий урок. На классной доске размещают контуры деревьев, кустарников и трав, на которых учащиеся монтируют листья и плоды. По ходу монтажа обсуждают вопросы о разнообразии цветковых растений, о соответствии строения растений условиям их обитания, осенних явлениях, биологически интересных фактах в жизни природы осенью.

Посетите качественные языковые курсы за рубежом.


Читайка:

Зимние явления в жизни растений
Шишки и почки на разных деревьях
Расположение почек, побегов и соплодий
Уроки и экскурсии развивают учащихся
Сложная жизнь растений зимой
Изучение растений зимнего леса
Когда раскрываются почки сосны
Содержание

На главную

Биологические экскурсии:

Содержание
Зимние явления в жизни растений
Экскурсии по изучению растений весной
Изучение соцветий цветков деревьев
Изучение разных видов цветков
Сложные надкрылья божьих коровок
Удивительная жизнь насекомых осенью
Виды насекомых пригодных для питания птенцов
Жизнь белки на деревьях
Жизнь птиц весной
Особенности степных птиц
Разнообразие видов птиц в лесу
Птичьи норы на обрывах у рек
Рассказ о истории земли
Остатки брюхоногих моллюсков
Видовое разнообразие смешанного леса
Развитие растений и животных в ходе эволюции
Предки современного человека
Разнообразие биогеоценоза на участке леса
Биогеоценоз луга
Рыбы поедают личинок насекомых
Дупла пестрого дятла

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su