На экскурсии ученики наблюдали за птицами

Большое значение имеет подготовка учащихся к экскурсии. Они должны знать, что нужно увидеть в природе, на что обратить особое внимание, как наблюдать. Предварительно учитель может показать схему маршрута экскурсии с целью ориентировки на местности и познакомить с требованиями к подготовке и поведению учащихся на экскурсии. Прежде чем углубиться в лес, нужно определить, в какой стороне находится солнце и где оно будет через два часа. Чтобы не заблудиться в лесу, надо запоминать свой путь и заметные ориентиры: поляну, ручей, обрыв, камень у дороги, упавшее дерево, пересечение дорог. В группе желательно иметь блокноты, простые карандаши, бинокль, фотоаппарат, компас, лупу, малую лопатку, метр, шпагат, папку для сбора листьев, несколько баночек. Школьники должны подготовить для себя удобную обувь и одежду. На экскурсию в природу следует одеться по возможности неярко, чтобы не отпугивать птиц. Перед экскурсией необходимо убедить учащихся не шуметь, не бегать, не лазать без нужды по деревьям, не причинять вреда растениям, животным и экологической системе в целом.

Исходя из этой воспитательной позиции, учитель формирует у учащихся следующие правила поведения: отмечать, запоминать наиболее типичные растения, но не собирать их, наблюдать за бабочками, жуками, земноводными, но не ловить их. Птичьи гнезда не фотографировать, чтобы не подвести к ним пернатого или наземного хищника, и, конечно, не брать их с собой. Учитель и учащиеся должны помнить о том, что многие виды растений и животных, которые 20 – 30 лет тому назад были вполне обычными, сейчас стали редкими или исчезающими.

Для обеспечения полного порядка на экскурсии учитель распределяет школьников (по их согласию) на группы по 3 – 5 человек; каждая группа избирает старшего, который отвечает за дисциплину при передвижении, за сбор учащихся на определенных этапах экскурсии, обеспечивает построение их возле учителя с таким расчетом, чтобы все видели объекты, которые он показывает. Такой порядок облегчает проведение экскурсии, учит школьников работать в коллективе.

Перед экскурсиями по изучению птиц и млекопитающих отдельным ученикам поручают заранее ознакомиться с двумя видами птиц (размер, окраска оперения, пение, место гнездования, питание) и одним видом из класса млекопитающих (следы, особенности биологии). Такие задания 10 – 12 ученикам позволяют легко и быстро найти и познакомиться с 15 – 18 видами птиц, доминирующих среди пернатого населения данного биоценоза, наблюдать следы деятельности 5 – 6 видов зверей. Ученики готовят эти сведения по атласам, книгам и пластинкам «Голоса птиц».

При подготовке учащихся к экскурсии нужно не только сообщить тему экскурсии, выдать оборудование и предупредить, что взять с собой и как одеться, но, как говорил А. Я. Герд, «заохотить» учащихся предстоящей экскурсией.


Читайка:

Учитель привлекает внимание учащихся
Изучаем экспозицию объектов природы
Осенние явления в жизни растении
Подготовка экскурсии на природе
Почему экскурсии так интересны
Задание по изучению листьев на деревьях
Учитель рассказывает об удивительной жизни деревьев
Содержание

На главную

Биологические экскурсии:

Содержание
Зимние явления в жизни растений
Экскурсии по изучению растений весной
Изучение соцветий цветков деревьев
Изучение разных видов цветков
Сложные надкрылья божьих коровок
Удивительная жизнь насекомых осенью
Виды насекомых пригодных для питания птенцов
Жизнь белки на деревьях
Жизнь птиц весной
Особенности степных птиц
Разнообразие видов птиц в лесу
Птичьи норы на обрывах у рек
Рассказ о истории земли
Остатки брюхоногих моллюсков
Видовое разнообразие смешанного леса
Развитие растений и животных в ходе эволюции
Предки современного человека
Разнообразие биогеоценоза на участке леса
Биогеоценоз луга
Рыбы поедают личинок насекомых
Дупла пестрого дятла

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su