Многообразие видов и семейств

На этой экскурсии также проводится конкурс на звено наблюдательных, смышленых и организованных.

Первое задание. Учащиеся фронтально изучают растения клумбы школьного двора. Учитель предлагает сосчитать число видов. Ученики дают обоснование подсчетам, пользуясь понятиями «особь», «вид», затем решают задачу, можно ли растущие на клумбе растения объединить в один тип, в один класс, в одно семейство.

Второе задание. В отделе систематики школьного участка каждое звено изучает растения одного из семейств, пользуясь инструктивной карточкой:

Внимательно рассмотрите внешнее строение растений разных видов одного семейства и оформите записи в виде таблицы.

Проанализируйте записи и сделайте выводы: 1) Чем отличаются растения разных видов данного семейства? 2) Какие признаки являются общими для растений данного семейства? 3) Чем объяснить сходство в строении растений? 4) К какому классу и типу относятся растения данного семейства?

Если отдел систематики на школьном участке отсутствует, каждому звену можно определить маршрут для ознакомления с видовым составом растений школьного участка и предложить учащимся провести его инвентаризацию, подсчитав число видов деревьев, кустарников, травянистых растений (однодольных, двудольных).

Третье задание. Нужно обследовать выделенную территорию прилегающего к школе двора, найти растения из семейства крестоцветных, изучить особенности их внешнего строения и данные внести в таблицу.

Перед выполнением третьего задания учитель называет число видов, которое учащиеся могут обнаружить, и объясняет, как заполнить таблицу. Обнаружив первое растение, в первой графе ставят цифру 1; рассматривают листья, цветки и заполняют две другие графы; в графе «плодов» схематично рисуется плод (можно сорвать один плод и обвести его контуры карандашом на бумаге); плоды складываются в пакетики. Теперь приступают к определению растений и заполняют графу «Видовое название». На пакетике, куда положили плод, надписывают видовое название.

При подведении итогов каждое звено называет число видов растений семейства, находит каждый вид на дидактической карточке, где изображено растение, цветок и плод, сравнивает плод найденного растения с плодом, нарисованным на карточке. Этот прием поможет учителю и ученику проверить точность определения растения. Как показывает опыт, учащиеся допускают ошибки. К семейству крестоцветных они относят кипрей мелкоцветковый по числу лепестков (их четыре) и по форме плода. Если вскрыть плод кипрея, в нем нет перегородки, а семена имеют хохолки. Растение относится к семейству кипрейных.


Читайка:

Учитель показывает сложное строение растений
Изучение разных видов цветков
Растительные сообщества природы
Очищение воздуха лесными растениями
Определить качество почвы на площадке земли
Растения первого яруса
Ярусность развития растений леса
Содержание

На главную

Биологические экскурсии:

Содержание
Зимние явления в жизни растений
Экскурсии по изучению растений весной
Изучение соцветий цветков деревьев
Изучение разных видов цветков
Сложные надкрылья божьих коровок
Удивительная жизнь насекомых осенью
Виды насекомых пригодных для питания птенцов
Жизнь белки на деревьях
Жизнь птиц весной
Особенности степных птиц
Разнообразие видов птиц в лесу
Птичьи норы на обрывах у рек
Рассказ о истории земли
Остатки брюхоногих моллюсков
Видовое разнообразие смешанного леса
Развитие растений и животных в ходе эволюции
Предки современного человека
Разнообразие биогеоценоза на участке леса
Биогеоценоз луга
Рыбы поедают личинок насекомых
Дупла пестрого дятла

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su