Красивая природа в начале марта

Воспитать любовь к природе и эстетическое отношение к ней учителю помогут произведения литературы и искусства. «...Надо одушевить для них весь мир и всю природу, заставить говорить языком любви и жизни и немой камень, и полевую былинку, и журчащий ручей, и тихо веющий ветер, и порхающую по цветам бабочку...», – говорил В. Г. Белинский. Поэтому, выбирая произведения, обратитесь к творчеству А. С. Пушкина,

Ф. Тютчева, А. Фета, М. Пришвина, И. Левитана, И. Грабаря, В. Бакшеева, Л. Бродской. В методически правильном осуществлении эстетического воспитания значительную помощь учителю окажут работы Н.М. Верзилина.

Разговаривая с учащимися об охране природы, познакомьте их с охраняемыми растениями и животными весенних флоры и фауны. В кабинете полезно красочно оформить стенд «Растения и животные под охраной закона», где с учетом принципа сезонности поместить изображения охраняемых растений и животных вашей области.

Учеников пятых классов можно приобщить к рейдам старшеклассников по охране раннецветущих растений. В больших городах школьники берут под контроль цветочные базары, помогая органам по охране порядка. Если в школе есть учебно-опытный участок, некоторые растения участка можно перенести в природу, например дички яблонь. Заранее нужно выбрать места посадки и наметить, кто будет вести наблюдения и уход за посадками. Обогащение и сохранение флоры и фауны – важный аспект природоохранительной работы в школе.

Подготовка учащихся к экскурсии. Перед экскурсией полезно провести урок примерно по следующему плану:

Задача урока: познакомить учащихся с различными периодами весны, ее погодными особенностями, изменениями в растительном и животном мире, с красотой пробуждающейся природы, с вопросами ее охраны.

После восстановления в памяти содержания осенней и зимней экскурсий учащиеся рассказывают о возможных изменениях в жизни деревьев, кустарников и трав весной. Учитель просит охарактеризовать причину предполагаемых изменений и дополняет высказывания учащихся.

Вводятся три новых понятия о весне и указываются сроки наступления их: «календарная весна» – 1 марта; «астрономическая» – 21 марта – день весеннего равноденствия на всем земном шаре (кроме приполярных областей), день равен ночи; «биологическая» – начало сокодвижения у клена остролистного (24 марта), а затем у березы бородавчатой (8 апреля). С интересом учащиеся воспринимают термины, заимствованные у М. Пришвина: «весна света, весна воды, зеленая весна» и у В. Бианки: «весна полевая, весна резная, весна лесная», и делают попытки объяснить смысловое и биологическое значение этих терминов.

Учитель знакомит учащихся с характеристикой каждого периода весны.


Читайка:

Зацветают цветы и прилетают птицы
Учащиеся заводят карточки на природный материал
Весенний первоцвет медуница лекарственная
Окраска лепестков и самоопыление цветов
Изучение соцветий цветков деревьев
Жюри проводит итоговый конкурс
Этапы развития кустарников и деревьев
Содержание

На главную

Биологические экскурсии:

Содержание
Зимние явления в жизни растений
Экскурсии по изучению растений весной
Изучение соцветий цветков деревьев
Изучение разных видов цветков
Сложные надкрылья божьих коровок
Удивительная жизнь насекомых осенью
Виды насекомых пригодных для питания птенцов
Жизнь белки на деревьях
Жизнь птиц весной
Особенности степных птиц
Разнообразие видов птиц в лесу
Птичьи норы на обрывах у рек
Рассказ о истории земли
Остатки брюхоногих моллюсков
Видовое разнообразие смешанного леса
Развитие растений и животных в ходе эволюции
Предки современного человека
Разнообразие биогеоценоза на участке леса
Биогеоценоз луга
Рыбы поедают личинок насекомых
Дупла пестрого дятла

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su