Когда раскрываются почки сосны

Первое задание. Учащиеся выполняют его в лесу, определяя видовой состав деревьев. Учитель сообщает число видов деревьев (без названий) данной местности, указывает направление маршрута каждому звену, выдает определительные карточки и отмечает время выхода.

В конкурсе на звено организованных, наблюдательных, смышленых победит то звено, которое определит все виды в установленный срок, сумеет точно описать их и найти эти виды на дидактической карточке и в природе. О выполнении задания свидетельствуют записи, сделанные каждым членом звена в блокнотах. Записи оформляются в виде таблицы:

Вместе с учителем учащиеся определяют сосну обыкновенную и делают записи. В первой графе – «Сосна обыкновенная»; во второй – рисунок, изображающий прямой ствол и округлую крону; в третьей – «Вверху – медно-красная, шелушащаяся, внизу – в трещинах»; в четвертой графе – «Хвоинки расположены попарно, имеются шишки трех родов: мелкие на конце побегов, зеленые, черновато-бурые, раскрывающиеся от вершины на две трети своей длины», в пятой – «Крупная-верхушечная, помельче – боковые, расположены мутовчато, могут быть смолистыми или без смолы».

Сосна обыкновенная выбрана в качестве примера не случайно. Как правило, учащиеся называют шишками почки хвойных растений. Вопрос, есть ли почки у сосны, ели, вызывает у учащихся недоумение и затруднение. Ученики вместе с учителем рассматривают ветки сосны, находят почки и шишки. Учитель демонстрирует отпрепарированную почку и шишку сосны (продольные разрезы). Учащиеся, зная строение почек (лабораторная работа на втором уроке темы «Стебель»), убеждаются в том, что у сосны есть почки и шишки. В почках находятся зачаточные хвоинки, в шишках – семена. До экскурсии многие из учащихся не знали о наличии почек у хвойных растений. Этот факт становится для них своеобразным открытием.

Почки ели обыкновенной найти труднее: хвоинки на конце побега направлены вертикально вверх и плотно прижаты друг к другу – они защищают верхушечную почку от резких колебаний температуры. Чтобы разглядеть почки (мелкие, сухие, покрытые коричневыми чешуйками), надо раздвинуть хвоинки. На годичных побегах можно увидеть боковые почки, расположенные спирально. Нахождение почек у ели убеждает учащихся в том, что хвойные деревья зимуют также с почками, как и лиственные.

На выполнение первого задания можно отвести 10 – 15 мин. Отчет о выполнении задания проводится так. Организованному звену (его члены собрались в кратчайший срок после сигнала сбора) предоставляется право отчитываться первым. Звеньевой сообщает число деревьев, названия которых найдены по определительным карточкам, и зачитывает записи в таблице. Другие звенья проверяют и сравнивают свои результаты.

Если есть дополнения со стороны других звеньев и они правильные, победителем становится то звено, которое подметило и правильно определило большее число видов; Затем учащимся выдают дидактические карточки, и они упражняются в запоминании названий деревьев и их отличительных признаков.

посадка и уход за черной сосной


Читайка:

Задание по изучению травянистых растений
Экскурсии по изучению растений весной
Определение особенностей раннецветущих растений
Красивая природа в начале марта
Зацветают цветы и прилетают птицы
Учащиеся заводят карточки на природный материал
Весенний первоцвет медуница лекарственная
Содержание

На главную

Биологические экскурсии:

Содержание
Зимние явления в жизни растений
Экскурсии по изучению растений весной
Изучение соцветий цветков деревьев
Изучение разных видов цветков
Сложные надкрылья божьих коровок
Удивительная жизнь насекомых осенью
Виды насекомых пригодных для питания птенцов
Жизнь белки на деревьях
Жизнь птиц весной
Особенности степных птиц
Разнообразие видов птиц в лесу
Птичьи норы на обрывах у рек
Рассказ о истории земли
Остатки брюхоногих моллюсков
Видовое разнообразие смешанного леса
Развитие растений и животных в ходе эволюции
Предки современного человека
Разнообразие биогеоценоза на участке леса
Биогеоценоз луга
Рыбы поедают личинок насекомых
Дупла пестрого дятла

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su