Учащиеся заводят карточки на природный материал

Можно эту часть урока организовать как ролевую игру по типу научно-практической конференции. Каждое звено заранее готовит материал об одном из периодов весны. Учащиеся выступают в роли метеорологов, ботаников, зоологов, озеленителей, лесоводов, художников, литературоведов. Пользуясь литературой (Зуев Д., 1963; Стрижев А., 1973 и др.), метеорологи подбирают сведения о погодных условиях, чертят графики изменения температуры по месяцам, количества выпадающих осадков, числа солнечных дней; ботаники оформляют материал о жизни растений, зоологи – о жизни насекомых, птиц, млекопитающих; озеленители готовят сводку работ в парках и садах, лесоводы – в лесу; художники подбирают репродукции картин, а литературоведы – отрывки из произведений писателей и поэтов. Этот вариант обучения требует от учителя и учащихся большой подготовительной работы. Урок проходит оживленно, с участием всех ребят. По ходу сообщений демонстрируются различные формы наглядного материала: гербарные экземпляры растений, коллекции, тушки животных, контуры, изображающие внешний вид растений и животных, слайды. Заканчивается научно-практическая конференция постановкой задачи: на предстоящей экскурсии выяснить, каковы особенности хода весны в окружающей природе. В дневниках учащиеся записывают время и место сбора на экскурсию, оборудование (блокноты, карандаши, деньги на проезд).

Оборудование для каждого звена: определительные карточки, дидактические карточки для закрепления знаний об особенностях цветения кустарников, деревьев, трав, экскурсионные луны; растения для посадки в природе, лопата, удобрения.

Проведение экскурсии. Перед выходом на экскурсию необходимо вспомнить правила поведения в природе; запретить какие-либо сборы растений и ловлю бабочек, шмелей и других насекомых и записать план письменного отчета: красота весенней природы; погодные условия; жизнь травянистых растений леса, луга, двора; жизнь древесных и кустарниковых пород; приметы весны в животном мире. Так же, как на осенней и зимней экскурсиях, проводится конкурс на звено наблюдательных, смышленых и организованных.

Первое задание. Учащиеся выполняют его в лесу, отыскивая в течение 10 – 15 мин заданное число видов (а не экземпляров) цветущих травянистых растений; определяют их, не срывая и оформляют записи в блокноте в виде таблицы.

Сообщение о числе видов раннецветущих растений леса, где проводится экскурсия, мобилизует учащихся на поиски; часто они просят увеличить время, чтобы найти нужное число видов.

При подведении итогов первого задания учащиеся зачитывают записи в блокноте и находят данные о растении на дидактических карточках. Работу с дидактическим материалом можно провести, используя элементы игры, если он будет оформлен на карточках, где под определенными порядковыми номерами изображаются первоцветы данной местности и дается описание их внешних признаков. Ответы помещаются на обороте карточки. Только звеньевые имеют право пользоваться оборотной стороной карточки. Звеньевые организуют работу, демонстрируя карточку и зачитывая описание растения. Каждый член звена записывает в блокнот номер и видовое название. Затем идет проверка ответов. Звеньевой зачитывает данные оборотной стороны, а учащиеся вносят изменения в ответы. Устанавливается победитель в звене. Каждому победителю предлагается определить видовые названия двух растений. Подводятся итоги конкурса с учетом выполнения первого задания.


Читайка:

Весенний первоцвет медуница лекарственная
Окраска лепестков и самоопыление цветов
Изучение соцветий цветков деревьев
Жюри проводит итоговый конкурс
Этапы развития кустарников и деревьев
Разнообразие цветковых растений
Клевер, ромашка и спорыш ползучий
Содержание

На главную

Биологические экскурсии:

Содержание
Зимние явления в жизни растений
Экскурсии по изучению растений весной
Изучение соцветий цветков деревьев
Изучение разных видов цветков
Сложные надкрылья божьих коровок
Удивительная жизнь насекомых осенью
Виды насекомых пригодных для питания птенцов
Жизнь белки на деревьях
Жизнь птиц весной
Особенности степных птиц
Разнообразие видов птиц в лесу
Птичьи норы на обрывах у рек
Рассказ о истории земли
Остатки брюхоногих моллюсков
Видовое разнообразие смешанного леса
Развитие растений и животных в ходе эволюции
Предки современного человека
Разнообразие биогеоценоза на участке леса
Биогеоценоз луга
Рыбы поедают личинок насекомых
Дупла пестрого дятла

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su