Ярусность развития растений леса

Обобщая результаты второго задания, учитель отмечает, что надземная ярусность не случайное явление, а результат длительного исторического развития, в процессе которого возникли виды растений каждого яруса; ярусность – это приспособление растений к экономному расходованию солнечной энергии и земной поверхности.

О ярусности во времени учитель рассказывает, обращая внимание учащихся на фенологические фазы развития растений: одни растения отцвели, другие зацветают, третьи цветут, четвертые плодоносят. Разные сроки развития способствуют обитанию большого числа живых организмов в биоценозе, в том числе микроорганизмов, насекомых, птиц, зверей, для которых различные органы растений служат постоянным кормом. Таким образом, ярусность во времени – разновременное развитие растений в течение вегетационного периода – еще один признак растительного сообщества. Ярусность в пространстве и во времени Имеет большое значение для увеличения числа видов и особей на одной и той же территории, так как значительно уменьшает конкуренцию между растениями,

Совместное обитание растений и животных, влияние их друг на друга привело к появлению различных типов взаимоотношений.

Третье задание. Учащиеся выясняют основные взаимоотношения между организмами, сложившиеся в биоценозе, вспоминают об их разнообразии. Им предлагают в течение 10 – 15 мин наблюдать окружающую жизнь леса, подыскать примеры положительного и отрицательного воздействия живых организмов друг на друга и данные наблюдений внести в таблицу.

После обсуждения результатов наблюдений учитель демонстрирует те или иные объекты или явления и раскрывает их биологическую сущность. Задача учащихся – определить вид взаимоотношения.

Растение-полупаразит иван-да-марья имеет слаборазвитую корневую систему, на корнях присоски, с помощью которых растение прикрепляется к корням других растений и получает часть питательных (органических) веществ из этих растений; листья супротивные с небольшими черешками; соцветия хорошо заметны, так как желтые венчики резко выделяются на фоне лазурных или фиолетовых прицветников; семена имеют мешковидный придаток, муравьи охотно поедают этот придаток, способствуя распространению семян.

Учитель рассказывает о характерном явлении в жизни молодых деревьев и кустарников – образовании значительного чехла из сплетений гифов грибов и корней и его роли: гифы поглощают из почвы воду и растворенные минеральные соли, которые поступают в корни растений; корни растений могут переваривать гифы, получая таким образом азотистые соединения.


Читайка:

Изучение питания растений леса
Примеры жизни растений леса
Наземные беспозвоночные животные осенью
Особенности строения насекомых
Обратить внимание учеников на кобылок и кузнечиков
Ягодный клоп имеет маленький размер
Сложные надкрылья божьих коровок
Содержание

На главную

Биологические экскурсии:

Содержание
Зимние явления в жизни растений
Экскурсии по изучению растений весной
Изучение соцветий цветков деревьев
Изучение разных видов цветков
Сложные надкрылья божьих коровок
Удивительная жизнь насекомых осенью
Виды насекомых пригодных для питания птенцов
Жизнь белки на деревьях
Жизнь птиц весной
Особенности степных птиц
Разнообразие видов птиц в лесу
Птичьи норы на обрывах у рек
Рассказ о истории земли
Остатки брюхоногих моллюсков
Видовое разнообразие смешанного леса
Развитие растений и животных в ходе эволюции
Предки современного человека
Разнообразие биогеоценоза на участке леса
Биогеоценоз луга
Рыбы поедают личинок насекомых
Дупла пестрого дятла

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su