Изучение соцветий цветков деревьев

Ярко-желтые, золотистые цветки чистяка весеннего имеют много тычинок и пестиков, а у основания лепестков – нектарники. Цветки хорошо заметны на темнозеленом фоне. Плодов образуется очень мало. Для вегетативного размножения служат корнеклубни и выводковые почки, которые развиваются в листовых пазухах (пазушные клубеньки).

Приведенные биологические особенности цветения раннецветущих растений заимствованы из книг И. И. Полянского «Ботанические экскурсии» (М., «Просвещение», 1968); «Жизнь растений» (под ред. А. И. Тахтаджяна, т. 5, кн. 1. М., «Просвещение», 1980).

На экскурсии учитель включает в рассказ сведения только о тех растениях, которые встречаются в окружающей природе. При условии богатой весенней флоры он выбирает два-три растения, наиболее распространенных или исчезающих, к которым необходимо привлечь внимание.

Четвертое задание. Учащимся раздаются инструктивные карточки такого содержания. Понаблюдайте за цветением деревьев и кустарников. Оформите записи в виде таблицы:

Однодомные растения – растения с раздельнополыми цветками, находящимися на одном и том же экземпляре. Двудомные растения – растения с раздельнополыми цветками, находящимися на разных экземплярах.

Решите биологические задачи:

а) Цветение растений возможно при наличии запаса питательных веществ. Где находится запас питательных веществ у древесных растений?

б) Большинство деревьев цветет до распускания листвы. Какой способ опыления у деревьев? Как бы повлияло на плодообразование цветение деревьев в период полного облиствения?

в) Подсчитано, что у деревьев тычиночных соцветий больше, чем пестичных. Объясните данное явление,

г) Почему цветки древесных растений собраны в соцветия – сережка, метелка, кисть, а не в соцветия – корзинка, колос,

д) Когда деревья цветут, кустарники (исключение – лещина) находятся в фазе бутонизации. Почему? Возможно ли у кустарников ветроопыление?

В инструктивную карточку введены определения, что вызвано сложностью понятий «двудомные» и «однодомные» растения.

Перед выполнением четвертого задания необходимо научить учащихся фиксировать наблюдения в предложенной таблице. Лучше это сделать на примере березы бородавчатой, у которой хорошо видны тычиночные соцветия, а пестичные становятся заметными только лишь после указаний учителя. Конкретный пример показывает учащимся необходимость тщательного наблюдения за деревьями и кустарниками и знакомит с особенностями выполнения схематических рисунков.

Подводя итоги, учитель просматривает блокноты, находит красиво и правильно оформленные таблицы и демонстрирует их. Учащиеся вносят изменения в свои записи, затем обсуждают результаты решения задач, определяют звено наблюдательных и смышленых.

Козунак с хлебопекарни.


Читайка:

Жюри проводит итоговый конкурс
Этапы развития кустарников и деревьев
Разнообразие цветковых растений
Клевер, ромашка и спорыш ползучий
Семена различных семейств растений
Изучение многолетних сорняков
Многообразие видов и семейств
Содержание

На главную

Биологические экскурсии:

Содержание
Зимние явления в жизни растений
Экскурсии по изучению растений весной
Изучение соцветий цветков деревьев
Изучение разных видов цветков
Сложные надкрылья божьих коровок
Удивительная жизнь насекомых осенью
Виды насекомых пригодных для питания птенцов
Жизнь белки на деревьях
Жизнь птиц весной
Особенности степных птиц
Разнообразие видов птиц в лесу
Птичьи норы на обрывах у рек
Рассказ о истории земли
Остатки брюхоногих моллюсков
Видовое разнообразие смешанного леса
Развитие растений и животных в ходе эволюции
Предки современного человека
Разнообразие биогеоценоза на участке леса
Биогеоценоз луга
Рыбы поедают личинок насекомых
Дупла пестрого дятла

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su