Изучение разных видов цветков

На пустыре учитель просит назвать виды, рассказать известные факты из биологии этих растений и дополняет учащихся. Школьники наблюдают лопух большой, чертополохи, крапиву двудомную и др. и отвечают на вопросы: почему лопух вытесняет другие растения? Почему животное и человек обходят растения пустырей? Почему животные не поедают эти растения? Чем отличаются растения пустырей от придорожных растений? Каковы условия жизни растений пустырей? Какие приспособления вырабатывались у этих растений или в чем проявляется соответствие строения условиям жизни? Учащимся предлагают определить, к какому семейству принадлежат лопух большой, чертополох (курчавый и другие виды), бодяк полевой. Учитель рассказывает о практическом значении этих растений.

Вернувшись в школу (к клумбе или к делянкам, если есть школьный участок), ученики изучают сорные растения, пытаются их определить. Это вызывает затруднения. Учитель называет характерные признаки сорных растений, демонстрирует их, кратко сообщает историю их расселения в Европе и Америке (говорит только о сорных растениях данного участка), знакомит с классификацией этих растений.

Четвертое задание. Осторожно с помощью копалки, не повреждая подземных органов, необходимо удалить сорняки на площадке, указанной учителем, рассмотреть их и распределить по трем группам: однолетние, двулетние, многолетние. Многолетние отличаются от однолетних и двулетних хорошо развитыми подземными органами – сильно утолщенный главный корень, корневище, корни-отпрыски. Пользуясь карточкой, нужно определить, к какому семейству относится каждое сорное растение. Заполнить таблицу.

Завершается четвертое задание вопросами: какие выработались приспособления у сорных растений к сохранению видов? Какими биологическими особенностями характеризуются однолетние, двулетние и многолетние сорняки? Учитель дополняет ответы учащихся и рассказывает о биологии трех наиболее распространенных в данной местности сорняков.

Итоги экскурсии. Учитель проводит обобщающую беседу; предлагает доказать разнообразие цветковых растений. Эта Задача может быть решена подсчетом числа видов растений по названиям, занесенным в блокноты. Обсуждаются причины разнообразия цветковых растений. Почему растения пустыря не растут в лесу, а растения леса на пустыре? Почему сорные растения не растут на болоте, а растения болота на поле? Почему южные растения не растут в тайге, а растения тайги на юге? И т. д.

Решение этой задачи приводит к выводу о влиянии климатических, почвенных, биотических факторов на формирование облика растений разных видов.

Растения разных видов обладают одинаковыми приспособительными особенностями: крупные размеры лопуха и щавеля конского; стебель ползучий у гусиной лапки и клевера ползучего; сильно развитое корневище у пырея ползучего и тысячелистника обыкновенного. Чем объяснить черты сходства у растений разных видов? Правильный ответ: одинаковые приспособительные особенности – результат обитания растений разных видов в одинаковых условиях среды.

Ботаники считают, что цветковые растения разнообразны и едины в своем происхождении. Нужно доказать общее происхождение цветковых растений. Путь решения данной задачи – нахождение общих признаков у цветковых растений. Сравнение изученных на экскурсии цветковых растений показывает, что все они имеют одинаковый план строения: корень, стебель, лист, цветок, плод, семя. Единый план строения – одно из доказательств единства происхождения.

Решение задач такого типа формирует у учащихся материалистические взгляды на природу, понимание экологических связей и осознание эволюционного процесса.

По результатам экскурсии учащиеся красочно оформляют четыре карточки с описанием растений декоративного, придорожного, сорного и растения пустыря.


Читайка:

Растительные сообщества природы
Очищение воздуха лесными растениями
Определить качество почвы на площадке земли
Растения первого яруса
Ярусность развития растений леса
Изучение питания растений леса
Примеры жизни растений леса
Содержание

На главную

Биологические экскурсии:

Содержание
Зимние явления в жизни растений
Экскурсии по изучению растений весной
Изучение соцветий цветков деревьев
Изучение разных видов цветков
Сложные надкрылья божьих коровок
Удивительная жизнь насекомых осенью
Виды насекомых пригодных для питания птенцов
Жизнь белки на деревьях
Жизнь птиц весной
Особенности степных птиц
Разнообразие видов птиц в лесу
Птичьи норы на обрывах у рек
Рассказ о истории земли
Остатки брюхоногих моллюсков
Видовое разнообразие смешанного леса
Развитие растений и животных в ходе эволюции
Предки современного человека
Разнообразие биогеоценоза на участке леса
Биогеоценоз луга
Рыбы поедают личинок насекомых
Дупла пестрого дятла

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su