Изучение разных видов цветков
На пустыре учитель просит назвать виды, рассказать известные факты из биологии этих растений и дополняет учащихся. Школьники наблюдают лопух большой, чертополохи, крапиву двудомную и др. и отвечают на вопросы: почему лопух вытесняет другие растения? Почему животное и человек обходят растения пустырей? Почему животные не поедают эти растения? Чем отличаются растения пустырей от придорожных растений? Каковы условия жизни растений пустырей? Какие приспособления вырабатывались у этих растений или в чем проявляется соответствие строения условиям жизни? Учащимся предлагают определить, к какому семейству принадлежат лопух большой, чертополох (курчавый и другие виды), бодяк полевой. Учитель рассказывает о практическом значении этих растений.
Вернувшись в школу (к клумбе или к делянкам, если есть школьный участок), ученики изучают сорные растения, пытаются их определить. Это вызывает затруднения. Учитель называет характерные признаки сорных растений, демонстрирует их, кратко сообщает историю их расселения в Европе и Америке (говорит только о сорных растениях данного участка), знакомит с классификацией этих растений.
Четвертое задание. Осторожно с помощью копалки, не повреждая подземных органов, необходимо удалить сорняки на площадке, указанной учителем, рассмотреть их и распределить по трем группам: однолетние, двулетние, многолетние. Многолетние отличаются от однолетних и двулетних хорошо развитыми подземными органами – сильно утолщенный главный корень, корневище, корни-отпрыски. Пользуясь карточкой, нужно определить, к какому семейству относится каждое сорное растение. Заполнить таблицу.
Завершается четвертое задание вопросами: какие выработались приспособления у сорных растений к сохранению видов? Какими биологическими особенностями характеризуются однолетние, двулетние и многолетние сорняки? Учитель дополняет ответы учащихся и рассказывает о биологии трех наиболее распространенных в данной местности сорняков.
Итоги экскурсии. Учитель проводит обобщающую беседу; предлагает доказать разнообразие цветковых растений. Эта Задача может быть решена подсчетом числа видов растений по названиям, занесенным в блокноты. Обсуждаются причины разнообразия цветковых растений. Почему растения пустыря не растут в лесу, а растения леса на пустыре? Почему сорные растения не растут на болоте, а растения болота на поле? Почему южные растения не растут в тайге, а растения тайги на юге? И т. д.
Решение этой задачи приводит к выводу о влиянии климатических, почвенных, биотических факторов на формирование облика растений разных видов.
Растения разных видов обладают одинаковыми приспособительными особенностями: крупные размеры лопуха и щавеля конского; стебель ползучий у гусиной лапки и клевера ползучего; сильно развитое корневище у пырея ползучего и тысячелистника обыкновенного. Чем объяснить черты сходства у растений разных видов? Правильный ответ: одинаковые приспособительные особенности – результат обитания растений разных видов в одинаковых условиях среды.
Ботаники считают, что цветковые растения разнообразны и едины в своем происхождении. Нужно доказать общее происхождение цветковых растений. Путь решения данной задачи – нахождение общих признаков у цветковых растений. Сравнение изученных на экскурсии цветковых растений показывает, что все они имеют одинаковый план строения: корень, стебель, лист, цветок, плод, семя. Единый план строения – одно из доказательств единства происхождения.
Решение задач такого типа формирует у учащихся материалистические взгляды на природу, понимание экологических связей и осознание эволюционного процесса.
По результатам экскурсии учащиеся красочно оформляют четыре карточки с описанием растений декоративного, придорожного, сорного и растения пустыря.
Читайка:
Растительные сообщества природы
Очищение воздуха лесными растениями
Определить качество почвы на площадке земли
Растения первого яруса
Ярусность развития растений леса
Изучение питания растений леса
Примеры жизни растений леса
Содержание
|