Изучение растений зимнего леса

На делянке с озимой пшеницей (снег осторожно разгребают) учащихся знакомят с особенностями другой формы зимовки однолетнего растения. Понять, почему озимая пшеница не вымерзает под снегом, помогает поставленный за сутки до экскурсии опыт по измерению температуры под снежным покровом. Опыт показывает, что температура под снежным покровом выше температуры окружающего воздуха.

О зимовке многолетних травянистых растений ученики получают представление на примере декоративных растений: турецкой гвоздики (двулетнее растение), флоксов, ирисов. Расчищая снег на рабатках, можно найти зеленые побеги турецкой гвоздики, подземные побеги флоксов и ирисов. Делается вывод – многолетние травянистые растения зимуют в виде побегов над почвой или в почве, близко от ее поверхности. После ознакомления с растениями школьного участка экскурсанты направляются в лес.

По дороге проводится конкурс на звено организованных, наблюдательных и смышленых. Учащимся предлагают назвать встречающиеся деревья и кустарники; определить возраст побегов по почечным кольцам у деревьев с низко расположенными ветками; объяснить, почему у побегов, образованных в один и тот же год на одном и том же дереве, разные размеры. В результате наблюдений школьники устанавливают причины этого явления: побеги развивались в неодинаковых условиях: одни – в тени других побегов, вторые – с южной стороны, третьи – с северной. Если встретятся два одинаковых по высоте и толщине дерева клена ясенелистного (у одного из них есть плоды, а у другого нет), учащимся предлагают сравнить эти деревья, определить, найти причину разного внешнего вида. Они легко определяют название этих деревьев; их удивляет, что это деревья одного вида – общий силуэт, цвет коры, расположение почек. Учитель объясняет: на дереве с плодами весной были пестичные цветки, из которых образовались плоды, а на другом располагались тычиночные цветы, из них плоды не развиваются. Явление двудомности можно наблюдать и у ясеня обыкновенного. Часто на ясенях кормится семенами стайка снегирей. Попутно можно обратить внимание учащихся на явление полового диморфизма: самцы яркоокрашенные, а самки невзрачные, похожие на воробьев, только больших размеров.

В лесу учитель предлагает полюбоваться красотой зимнего пейзажа. Цитаты из книг, например из книги Д. Зуева «Времена года», помогут учащимся правильно передать их ощущения.

«Изумительно сверкают на редкость крупные шести-гранки – звездочки кристаллов холода. Цветы мороза!

...Елки словно раскинули руки, чтобы побольше захватить снежной нависи, укрыться от стужи. Как всегда, одетые «по моде и к лицу», они щеголяют... серебряной парчой накидок.

Тих и покоен очарованный сон среброкудрых берез... Наряден пушистый хрусталь звездистого инея, бахрома снежных кружев.

Тихо и глухо. Весь лес в снегу. Живописна заснеженная просека. В дремучей глухомани почудятся и пушкинское лукоморье, и чертоги Берендея, и сонное царство Кащея. Сказки детства наяву».

Как выращивать флоксы.


Читайка:

Когда раскрываются почки сосны
Задание по изучению травянистых растений
Экскурсии по изучению растений весной
Определение особенностей раннецветущих растений
Красивая природа в начале марта
Зацветают цветы и прилетают птицы
Учащиеся заводят карточки на природный материал
Содержание

На главную

Биологические экскурсии:

Содержание
Зимние явления в жизни растений
Экскурсии по изучению растений весной
Изучение соцветий цветков деревьев
Изучение разных видов цветков
Сложные надкрылья божьих коровок
Удивительная жизнь насекомых осенью
Виды насекомых пригодных для питания птенцов
Жизнь белки на деревьях
Жизнь птиц весной
Особенности степных птиц
Разнообразие видов птиц в лесу
Птичьи норы на обрывах у рек
Рассказ о истории земли
Остатки брюхоногих моллюсков
Видовое разнообразие смешанного леса
Развитие растений и животных в ходе эволюции
Предки современного человека
Разнообразие биогеоценоза на участке леса
Биогеоценоз луга
Рыбы поедают личинок насекомых
Дупла пестрого дятла

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su