Изучение питания растений леса

С интересом учащиеся рассматривают сосну и бузину красную. Корни бузины выделяют особые вещества, губительные для сосны. Бузина красная – сорняк леса. Такими же свойствами обладает корневая система кошачьих лапок и некоторых других растений.

Учитель демонстрирует результаты деятельности жуков короедов, долгоносиков, разнообразных гусениц; учащиеся наблюдают за насекомыми.

Четвертое задание. Нужно выяснить цепи питания в данном лесу. Каждому звену предлагается понаблюдать за пищевыми взаимоотношениями животного организма (паук-крестовик, улитки и др.).

С цепями выедания учащиеся справляются, как правило, самостоятельно, но о цепях разложения и цикле питания рассказывает учитель. Учащиеся рассматривают лесную подстилку, знакомятся с ее ролью в лесном биоценозе. Учитель сообщает о круговороте минеральных веществ в растительном сообществе, о расходовании органических веществ, синтезируемых растениями (поток веществ и распределение его между видами).

О влиянии растительного сообщества на неживую природу рассказывают кружковцы. Они приводят данные о температуре, влажности воздуха и почвы, об особом микроклимате, который создают растения.

Затем проводится обобщающая беседа по всей экскурсии. Учащиеся отвечают на вопросы: что такое ярусность в пространстве и во времени? Почему в разных лесах разное число ярусов? Почему в дубраве насчитывается до семи ярусов? Почему в темном еловом лесу два яруса (ель и мхи) и в светлом сосновом лесу два яруса (сосна и лишайники)? Что влияет на смену сообщества? Как растения влияют друг на друга, на животных леса, а животные – на растения? Как растения влияют на неживую природу? Что может произойти с травянистыми растениями леса, если вырубить деревья? Что произойдет с деревьями, если травянистые растения леса будут вытеснены торфяным мхом? В чем причина относительно длительного существования растительных сообществ? В какие взаимоотношения вступают растения, животные, микроорганизмы?

В блокнотах учащиеся записывают определение леса. «Лес – это не простая сумма деревьев, кустарников и трав, это биоценоз, включающий растительное сообщество и обитателей леса. Растительное сообщество – взаимосвязанные и взаимообусловленные исторически сложившиеся сочетания растений, влияющих друг на друга, на обитателей леса и на окружающую среду».


Читайка:

Примеры жизни растений леса
Наземные беспозвоночные животные осенью
Особенности строения насекомых
Обратить внимание учеников на кобылок и кузнечиков
Ягодный клоп имеет маленький размер
Сложные надкрылья божьих коровок
Изучение крыльев зеленоглазок и журчалок
Содержание

На главную

Биологические экскурсии:

Содержание
Зимние явления в жизни растений
Экскурсии по изучению растений весной
Изучение соцветий цветков деревьев
Изучение разных видов цветков
Сложные надкрылья божьих коровок
Удивительная жизнь насекомых осенью
Виды насекомых пригодных для питания птенцов
Жизнь белки на деревьях
Жизнь птиц весной
Особенности степных птиц
Разнообразие видов птиц в лесу
Птичьи норы на обрывах у рек
Рассказ о истории земли
Остатки брюхоногих моллюсков
Видовое разнообразие смешанного леса
Развитие растений и животных в ходе эволюции
Предки современного человека
Разнообразие биогеоценоза на участке леса
Биогеоценоз луга
Рыбы поедают личинок насекомых
Дупла пестрого дятла

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su