Изучаем экспозицию объектов природы

Создавая пособие, авторы руководствовались современной учебной программой по биологии для школы; проведение ряда экскурсий осуществляется «комплексно»: учащиеся знакомятся и с растительным и с животным миром данного ландшафта одновременно.

Экскурсии в музеи имеют свои особенности. Их обычно проводят профессиональные экскурсоводы, хорошо знакомые со структурой экспозиции и владеющие методикой проведения музейных экскурсий. Учитель в этом случае заранее договаривается об экскурсионной теме и основных задачах экскурсии.

Существует мнение, что экскурсию в музей полезно проводить учителю. Оно обосновано тем, что экскурсия – лишь часть работы над экскурсионной темой. В школе, до экскурсии, проводят подготовительную работу, а знания, полученные на экскурсии, используют во многих разделах урочной и внеклассной работы по биологии.

Предварительная работа с экспозицией направлена на отбор объектов. Выделяют основные и второстепенные объекты. Первые из них на экскурсии будут анализироваться всесторонне и глубоко. Критерии отбора могут быть такими: значимость экспоната для раскрытия темы, познавательная ценность объекта, его выразительность и известность. Во время знакомства с экспозицией заранее определяется удачное место для осмотра каждой группы объектов. В некоторых музеях имеются «Материалы к экскурсии» или «Методические разработки», которые включают в себя научно-справочный материал, собранный в процессе работы над экспозицией.

В результате предварительной подготовки составляется план экскурсии, где указываются ее маршрут, объекты и основное содержание, методика работы. Сведения методического характера помогают своевременно показать объект учащимся, прочитать намеченные тексты, напоминают, на каких деталях фиксировать внимание, что вынести для самостоятельного изучения, какие вопросы задать, к каким выводам подвести учащихся. Целесообразно план экскурсии составлять совместно с методистом музея.

Во время экскурсии важно сосредоточить внимание учащихся, ориентировать их на объект, затем детально понаблюдать и проанализировать объект, создать образное представление о нем, раскрыть взаимосвязи – на основе этого формируются понятия.

Частая ошибка экскурсовода – стремление дать полный анализ экспоната. Одна из заповедей экскурсовода гласит: «Не оставляй экскурсантов только зрителями и слушателями – заставь их тоже работать». При помощи вопросов учитель побуждает учащихся участвовать в наблюдении и анализе объектов, что развивает наблюдательность, воображение. Во время беседы школьники учатся смотреть и правильно видеть экскурсионные объекты, обобщают увиденное, делают выводы.

Логика беседы обычно такова: от наблюдения объекта к выявлению его существенных признаков, их сопоставлению, раскрытию причинных связей и взаимозависимостей. Чаще задавайте вопросы: чем сходны экспонаты? Какие признаки объекта являются наиболее существенными? И т. д.

Продолжительность музейной экскурсии для учащихся VII класса – 1 ч – 1 ч 10 мин, для учащихся старших классов – 1 ч 30 мин.

Пособие написано для школ центральных районов Европейской части России.

Работа между авторами была распределена так: ботанические экскурсии написаны Л. С. Шубкиной; очерки об экскурсиях «Наземные безпозвоночные животные осенью» (VII кл.) и «Сезонные явления в природе» (X кл.) написал В. Е. Михлин; разделы по млекопитающим. «История жизни на Земле» и «Природные биогеоценозы» – Э. В. Шашков; предисловие, разделы по птицам, «Естественный отбор...» и «Наши предки и их труд» – И. В. Измайлов.

Авторы надеются, что книга будет полезна для учителей, руководителей биологических кружков и студентов-биологов, а также для всех лиц, любящих природу и желающих больше знать о ней.


Читайка:

Осенние явления в жизни растении
Подготовка экскурсии на природе
Почему экскурсии так интересны
Задание по изучению листьев на деревьях
Учитель рассказывает об удивительной жизни деревьев
Сравнение листьев кустарников и деревьев
Наблюдение за образованием семян у растений
Содержание

На главную

Биологические экскурсии:

Содержание
Зимние явления в жизни растений
Экскурсии по изучению растений весной
Изучение соцветий цветков деревьев
Изучение разных видов цветков
Сложные надкрылья божьих коровок
Удивительная жизнь насекомых осенью
Виды насекомых пригодных для питания птенцов
Жизнь белки на деревьях
Жизнь птиц весной
Особенности степных птиц
Разнообразие видов птиц в лесу
Птичьи норы на обрывах у рек
Рассказ о истории земли
Остатки брюхоногих моллюсков
Видовое разнообразие смешанного леса
Развитие растений и животных в ходе эволюции
Предки современного человека
Разнообразие биогеоценоза на участке леса
Биогеоценоз луга
Рыбы поедают личинок насекомых
Дупла пестрого дятла

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su