Биогеоценоз луга

Подготовка экскурсии. Она немногим отличается от подготовки экскурсии по изучению лесного биоценоза (оборудование то же самое). Для развития интереса учащихся можно использовать отдельные фрагменты учебных фильмов по ботанике: «Способы распространения семян в природе», «Покрытосеменные растения», «Сезонные изменения в жизни растений», «Растительные сообщества»; по зоологии: «Отряд жесткокрылые, или жуки», «Муравьи»; по общей биологии: «Охрана природы» и некоторые другие. Перед экскурсией следует просмотреть гербарий луговых трав и коллекции беспозвоночных животных.

Проведение экскурсии. Лугами называются сообщества многолетних травянистых растений, обитающих при средних условиях увлажнения, теплового и воздушного режима почв, минерального питания. Сообщество луговых растений на определенной территории в совокупности с микроорганизмами, грибами, животными и условиями среды образуют экологическую систему – луговой биогеоценоз. Характер растительного покрова лугов и их флористический состав, так же, как состав микроорганизмов и животных, зависят в первую очередь от рельефа, увлажненности, различных свойств почвы, хозяйственной деятельности человека. Луга встречаются на водоразделах и в поймах рек и соответственно разделяются на материковые, или водораздельные и пойменные, или заливные. Поймы рек благоприятны для развития луговых растений, благодаря плодородию почв (почему?) и достаточному увлажнению в период вегетации. Характер заливных лугов в различных частях поймы показывает тесную зависимость биоценозов от физико-химических условий пойменных почв. Перед нами участок пойменного луга с однородным рельефом, режимом влажности и видовым составом растений. Злаково-разнотравное сообщество растений определяет границы лугового биогеоценоза. Совсем рядом, в понижении, характер растительного покрова иной. Появление кустиков ивы, сильное разрастание осок говорит о резком изменении экологических условий. Это другой луговой биогеоценоз. Затем учитель называет основные экскурсионные задачи.

Вначале знакомятся со строением биогеоценоза и выясняют основные биоценотические связи растений, среди которых преобладают злаки: костер безостый, тимофеевка луговая, пырей ползучий, душистый колосок, трясунка большая и некоторые другие виды. Эти многолетние растения размножаются вегетативно и выдерживают весеннее затопление. Злаки играют главенствующую роль в определении свойств растительного сообщества – они образуют подавляющую часть массы надземных и подземных органов. На весеннем лугу отчетливо просматриваются только два яруса: ярус всходов растений, где, кроме злаков, появляются вероника дубровная, клевер луговой, будра плющевидная, и ярус верховных злаков и крупного разнотравья: пырей ползучий, тимофеевка луговая, нивяник обыкновенный и др. Ярусное расчленение биоценоза – результат отбора видов, способных существовать совместно, используя для жизни различные горизонты среды.

Кожаные диваны в санкт-петербурге формула дивана.


Читайка:

Питание растений и микроорганизмов
Установите этапы развития насекомых
Биогеоценоз водоема
Разнообразная биомасса водоема
Рыбы поедают личинок насекомых
Сезонные явления в природе
Экскурсия учащихся на опушке леса
Содержание

На главную

Биологические экскурсии:

Содержание
Зимние явления в жизни растений
Экскурсии по изучению растений весной
Изучение соцветий цветков деревьев
Изучение разных видов цветков
Сложные надкрылья божьих коровок
Удивительная жизнь насекомых осенью
Виды насекомых пригодных для питания птенцов
Жизнь белки на деревьях
Жизнь птиц весной
Особенности степных птиц
Разнообразие видов птиц в лесу
Птичьи норы на обрывах у рек
Рассказ о истории земли
Остатки брюхоногих моллюсков
Видовое разнообразие смешанного леса
Развитие растений и животных в ходе эволюции
Предки современного человека
Разнообразие биогеоценоза на участке леса
Биогеоценоз луга
Рыбы поедают личинок насекомых
Дупла пестрого дятла

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su