 |
 |
Биогеоценоз леса
Задачи образовательные: формировать и развивать понятия о взаимосвязи и взаимообусловленности различных явлений природы. Воспитательные: формировать ответственное отношение к природе.
Мы предлагаем три варианта экскурсии. Учитель может отобрать тот объем экскурсионного материала и решать те конкретные экскурсионные задачи, которые соответствуют подготовке учащихся, природным условиям в окрестностях школы и другим возможностям для проведения экскурсии. В любом случае данную экскурсию проводить необходимо, так как она завершает среднее биологическое образование.
Подготовка учителя к экскурсии. Благоприятные природные условия для успешного проведения экскурсии по изучению природных биогеоценозов в средней полосе складываются во второй половине мая. В зависимости от местных условий майская экскурсия может быть проведена в лес (смешанный, хвойный, дубовый), на водоем, на луг. Конечно, наиболее желательной была бы экскурсия в дубовый лес, так как именно на примере дубравы в учебнике «Общая биология» рассматриваются цепи питания, первичная продуктивность, биомасса и другие показатели функционирования биогеоценозов. Но в лесной зоне площадь дубрав сравнительно невелика, их вегетация начинается сравнительно поздно, поэтому данную экскурсию мы рекомендуем проводить в смешанный лес. Для сравнения естественного биогеоценоза с искусственным маршрут экскурсии проложите через лесные посадки, сад, поле с озимыми культурами.
Некоторые частные экскурсионные задачи школьники могут выполнить в процессе самостоятельной работы до экскурсии. Таким путем, например, с помощью люксметра можно установить различия в освещенности ярусов биогеоценоза; с помощью термометра и психрометра – охарактеризовать температуру и влажность воздуха. Пусть ученики посоветуются с учителем физики о том, как правильно выполнить измерения и оформить результаты наблюдений. На экскурсии учащиеся сообщают о результатах самостоятельной работы.
Подготовка учащихся к экскурсии. В процессе изучения раздела «Взаимоотношения организма и среды» покажите учащимся учебные кинофильмы: «Лес и его значение», «Природа смешанных лесов», «Растительные сообщества», «Охрана природы», «Насекомые – друзья и враги леса», «Муравьи», «Отряд жесткокрылые, или жуки» и кинофрагменты: «Плесневые грибы», «Грибы-паразиты» и др. Эти фильмы не посвящены специально биогеоценозам, поэтому перед демонстрацией поставьте вопросы, ориентирующие учащихся на восприятие биоценотических идей.
На уроке, предшествующем экскурсии, повторите содержание таблицы «Биоценоз дубравы» и просмотрите гербарий лесных растений, коллекции беспозвоночных животных, тушки птиц и млекопитающих.
Оборудование: рулетка и веревка для определения границ площади, пробирки с пробками для рассматривания беспозвоночных животных, сачок для энтомологического кошения, бумага, блокнот и карандаш.
Читайка:
Разнообразие биогеоценоза на участке леса
Количество деревьев на определенной площади леса
Сложная ярусность различных растений
Соберите семена растений
Биогеоценоз некоторых растений
Органическое вещество питающее растения
Биогеоценоз луга
Содержание
|