Биогеоценоз леса

Задачи образовательные: формировать и развивать понятия о взаимосвязи и взаимообусловленности различных явлений природы. Воспитательные: формировать ответственное отношение к природе.

Мы предлагаем три варианта экскурсии. Учитель может отобрать тот объем экскурсионного материала и решать те конкретные экскурсионные задачи, которые соответствуют подготовке учащихся, природным условиям в окрестностях школы и другим возможностям для проведения экскурсии. В любом случае данную экскурсию проводить необходимо, так как она завершает среднее биологическое образование.

Подготовка учителя к экскурсии. Благоприятные природные условия для успешного проведения экскурсии по изучению природных биогеоценозов в средней полосе складываются во второй половине мая. В зависимости от местных условий майская экскурсия может быть проведена в лес (смешанный, хвойный, дубовый), на водоем, на луг. Конечно, наиболее желательной была бы экскурсия в дубовый лес, так как именно на примере дубравы в учебнике «Общая биология» рассматриваются цепи питания, первичная продуктивность, биомасса и другие показатели функционирования биогеоценозов. Но в лесной зоне площадь дубрав сравнительно невелика, их вегетация начинается сравнительно поздно, поэтому данную экскурсию мы рекомендуем проводить в смешанный лес. Для сравнения естественного биогеоценоза с искусственным маршрут экскурсии проложите через лесные посадки, сад, поле с озимыми культурами.

Некоторые частные экскурсионные задачи школьники могут выполнить в процессе самостоятельной работы до экскурсии. Таким путем, например, с помощью люксметра можно установить различия в освещенности ярусов биогеоценоза; с помощью термометра и психрометра – охарактеризовать температуру и влажность воздуха. Пусть ученики посоветуются с учителем физики о том, как правильно выполнить измерения и оформить результаты наблюдений. На экскурсии учащиеся сообщают о результатах самостоятельной работы.

Подготовка учащихся к экскурсии. В процессе изучения раздела «Взаимоотношения организма и среды» покажите учащимся учебные кинофильмы: «Лес и его значение», «Природа смешанных лесов», «Растительные сообщества», «Охрана природы», «Насекомые – друзья и враги леса», «Муравьи», «Отряд жесткокрылые, или жуки» и кинофрагменты: «Плесневые грибы», «Грибы-паразиты» и др. Эти фильмы не посвящены специально биогеоценозам, поэтому перед демонстрацией поставьте вопросы, ориентирующие учащихся на восприятие биоценотических идей.

На уроке, предшествующем экскурсии, повторите содержание таблицы «Биоценоз дубравы» и просмотрите гербарий лесных растений, коллекции беспозвоночных животных, тушки птиц и млекопитающих.

Оборудование: рулетка и веревка для определения границ площади, пробирки с пробками для рассматривания беспозвоночных животных, сачок для энтомологического кошения, бумага, блокнот и карандаш.


Читайка:

Разнообразие биогеоценоза на участке леса
Количество деревьев на определенной площади леса
Сложная ярусность различных растений
Соберите семена растений
Биогеоценоз некоторых растений
Органическое вещество питающее растения
Биогеоценоз луга
Содержание

На главную

Биологические экскурсии:

Содержание
Зимние явления в жизни растений
Экскурсии по изучению растений весной
Изучение соцветий цветков деревьев
Изучение разных видов цветков
Сложные надкрылья божьих коровок
Удивительная жизнь насекомых осенью
Виды насекомых пригодных для питания птенцов
Жизнь белки на деревьях
Жизнь птиц весной
Особенности степных птиц
Разнообразие видов птиц в лесу
Птичьи норы на обрывах у рек
Рассказ о истории земли
Остатки брюхоногих моллюсков
Видовое разнообразие смешанного леса
Развитие растений и животных в ходе эволюции
Предки современного человека
Разнообразие биогеоценоза на участке леса
Биогеоценоз луга
Рыбы поедают личинок насекомых
Дупла пестрого дятла

© 2013 Товарищ! Если копируешь текст на свой сайт, не забудь указать первоисточник – www.domongol.su